строительство загородного дома

История развития мебели. Стиль Елизаветинского рококо.

а русских просторах проводником стиля рококо явился знаменитый зодчий того времени Растрелли. Его пригласили для работы в Россию, чтобы привести в порядок дворцы Петергофа и Царского села, которые были собственностью царствовавшей тогда Елизаветы I. Апартаменты действующей царицы должны были быть оформлены и обставлены ничуть не хуже «заморских» дворцов и имений, поэтому и был выписан «сам Растрелли» для поднятия значимости России как державы в глазах иностранных послов, для которых только Франция являлась законодательницей моды и стиля.

Особенностью стиля рококо в России, так же как и во Франции, стала вычурная линия в изогнутых с большим капризом завитках в формах, общих конструкциях, более мелких элементах мягкой мебели.

Хорошим образцом мягкой мебели русского рококо является трон Елизаветы, оставшийся нам в наследство и выставленный в Оружейной палате в Москве. Это, несомненно, один из лучших предметов антикварной мягкой мебели периода елизаветинского рококо.

Кроме великого Растрелли при русском дворе появились многочисленные послы, которые прибывая в «дремучую» Россию привозили с собой целые корабли обстановки, которую потом с успехом распродавали дворянству и купечеству Петербурга и Москвы. Так стиль рококо в производимой тогда мебели, царивший при всех дворах Европы, быстро проник на русскую землю.

Не стоит забывать, что в имениях дворян было много крепостного люда, среди которых мастеров по столярному и плотницкому искусству было немало, и освоение производства мебели в духе принятого тогда стиля прошло быстро и незаметно. Конечно, русские мастера внесли свой колорит в создаваемые предметы меблировки. Еще и сам деревянный материал был заменен на местные породы – липу и березу.

В остальном же мебель в стиле рококо русского производства мало чем отличалась от образцов, привозимых из Франции. Те же причудливые завитки и изогнутые линии в формах и конструкциях мебели, такие же великолепные инкрустации из ценных пород дерева, камня на гладких поверхностях мебели, такое же скрывание истинного материала производства под многочисленной резьбой, позолотой, бронзой. Мягкая мебель по своим формам и конструкциям повторяет во всем французские образцы. Русские мастера ничего нового не внесли, и диваны, кресла, стулья имеют такие же выгнутые ножки, сужающиеся книзу. Элементы мягкой мебели – спинка и сиденье имеют округленные углы, выгнутая верхняя часть спинки тоже украшается сильной резьбой.

Рисунки тканей для обивки мягкой мебели тоже изображают крупные цветы, их букеты и гирлянды. Единственное что стоит отметить – это рисунок ткани для обивки мягкой мебели в царских покоях и дворцах. Здесь уже вместо цветов – изображение величественного двуглавого царского орла – символа царской власти в России.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что стиль рококо в производстве мягкой мебели проник в Россию быстро, его распространение достигло очень широкого диапазона и затронуло разные области быта жизни. Многие образцы стиля рококо периода Елизаветы дошли до наших дней и являются культурным и историческим наследием, прекрасными образцами мягкой мебели, той эпохи. Все они бережно хранятся или выставлены на всеобщее обозрение в Москве и многочисленных музеях Петербурга.

  Rambler's Top100

 Copyright © 2007, Ваша Стройка, использование материалов сайта возможно только с разрешения авторов. Реклама на сайте.